Смоленский городской Совет
Историческая справка Устав города Председатель Смоленского городского Совета Депутаты Контрольно-счетная палата
Смоленский городской Совет Главная      Поиск      Карта сайта      Версия для печати






                                             

Проблемы, возникающие при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе

Реализуя полномочия по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (далее – аудит в сфере закупок), установленные статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Контрольно-счетной палатой города Смоленска с 2015 года проводится практика проведения аудита в сфере закупок.
Аудит в сфере закупок проводится Контрольно-счетной палатой в виде отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Кроме того, все контрольные мероприятия проводятся с элементами аудита в сфере закупок, так как процесс расходования бюджетных средств тесно связан с проведением закупочных процедур.
Предметом аудита в сфере закупок является анализ основных этапов осуществления закупок:
1) планирование закупок товаров, работ, услуг;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключение и исполнение контрактов (договоров).
Удельный вес принятых в 2016 году обязательств с применением конкурентных способов в целом по закупкам муниципальных заказчиков города Смоленска, составил всего 13,0 %. Это свидетельствует о недостаточной эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
Подводя итоги деятельности Контрольно-счетной палаты за прошлый год, установлено, что в 2016 году наибольшую долю нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой, составили нарушения законодательства в сфере закупок.
В конце года Контрольно-счетной палатой проводится анализ нарушений законодательства в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, выявленных в ходе проведения в текущем году контрольных мероприятий. Результаты мероприятия представляются Смоленскому городскому Совету и Главе города Смоленска для сведения и, по необходимости, принятия мер реагирования.
Более существенными у Заказчиков нарушениями в сфере закупок являются нарушения при выборе способа определения поставщика, особенно при заключении контрактов с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 4 и 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что особенностью Закона о контрактной системе является его строгость к процедуре определения победителя, максимальная регламентация действий Заказчика, особенно до заключения контракта.
Подтверждением серьезности Закона о контрактной системе относительно жесткого контроля за обязательным соблюдением установленной процедуры определения поставщика является, в частности, строгость мер ответственности за нарушение установленных правил.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) устанавливает многие виды нарушений, совершение которых влечет административную ответственность в виде штрафа или дисквалификации.
Анализ статей КоАП показывает, что практически каждое неосторожное действие Заказчика может подпадать под тот или иной состав нарушения. Таким образом, действия Заказчика жестко регулируются при проведении закупочных процедур в рамках Закона о контрактной системе.
Одним из наиболее ярких примеров строгости Закона о контрактной системе является исчерпывающий перечень случаев, когда Заказчик вправе не проводить конкурентные процедуры и заключить прямой контракт с единственным поставщиком.
Что такое закупка у единственного поставщика? Это прямая выдача контракта. Или другими словами неконкурентный способ закупки. По данному способу заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. Закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью Заказчика. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В перечне предусмотрено 49 случаев (с учетом последних изменений Закона о контрактной системе) закупки у единственного поставщика. Причем в большинстве случаев решение принимает Заказчик и без согласования и уведомления заключает контракт.
Закупки у единственного поставщика привлекают Заказчиков своей относительной простотой, небольшими временными затратами, возможностью заключения контракта с известным заказчику поставщиком, минимальными трудовыми издержками на проведение процедуры.
Однако, закупка у единственного поставщика имеет свои «минусы»:
недостаточная экономия бюджетных средств;
высокий риск и широкие возможности для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, (риск сговора с поставщиком).
Частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчику дано право, при осуществлении закупки у единственного поставщика, устанавливать требования обеспечения исполнения контракта в целях усиления контроля со стороны Заказчика.
Однако, данное право наши муниципальные Заказчики не применяют при заключении контрактов с единственным поставщиком.
При заключении контрактов с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 Закона о контрактной системе Заказчики намеренно идут на дробление единого объекта закупки. Указанные действия Заказчика влекут за собой неэффективное расходование средств бюджета, ограничение доступа иным участникам рынка к участию в закупке, к устранению конкуренции, созданию необоснованных преимуществ единственному поставщику, а также к созданию условий для совершения коррупционного правонарушения в сфере закупок.
Во многих случаях осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, для заключения контракта Заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Нередки случаи, когда Заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Закон о контрактной системе разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорных обстоятельствах (непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.
Законодатель, указав на возможность возникновения непреодолимых и непредвидимых обстоятельств, тем не менее, в Законе о контрактной системе не раскрывает самих этих понятий.
Понятия и признаки непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, аварии раскрыты другими законодательными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (признаки непреодолимой силы), Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (чрезвычайная ситуация); Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (авария).
На территории Смоленской области действует областной закон от 25.03.2002 № 34-з «О защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где также раскрыто понятие чрезвычайной ситуации.
Признаки, установленные указанными законодательными актами, можно считать достаточными для квалификации обстоятельств непреодолимой силы. Однако не стоит забывать о необходимости наличия внешнего характера. Классифицировать то или иное событие как ситуацию непреодолимого характера нужно именно в совокупности: чрезвычайность и непредотвратимость (Заказчик не мог заранее предусмотреть подобное развитие событий) и внешняя сила (авария, природное или социальное явление и др.)
Нельзя не отметить, что ни одна законодательная норма не содержит точного перечня обстоятельств непреодолимой силы. По большей части это связано с тем, что в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать является ли ситуация непреодолимого характера или нет.
Многие Заказчики этим пользуются и осознано идут на нарушение законодательства, осуществляя закупку у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – возникновение чрезвычайной ситуации, ситуации непреодолимой силы, для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Вместе с тем, только единичные закупки можно отнести к категории чрезвычайных.
Как правило, при заключении контрактов с единственным поставщикам на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у наших Заказчиков отсутствуют обоснования для применения указанного способа определения поставщика (документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации либо аварии, акты обследований и расчета нанесенного ущерба и т.п.), что позволяет квалифицировать неправомерность действий Заказчика.
Вследствие действий Заказчиков, содержащих признаки административного правонарушения в сфере закупок, предусмотренного КоАП, а также при усмотрении в ходе контрольных мероприятий признаков коррупционного правонарушения, для дальнейшего предотвращения правонарушений, материалы контрольных мероприятий направляются Контрольно-счетной палатой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области и в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения и принятия мер реагирования.
К сожалению, органами, уполномоченными на принятие мер реагирования по допущенным Заказчиками нарушениям, не всегда принимаются решения о наказании Заказчика.
И как следствие, безнаказанность неправомерных действий Заказчика приводит к осуществлению нарушений и в дальнейшем.
Заключая миллионные контракты с единственным поставщиком, Заказчиками не обеспечивается эффективность финансовых вложений, проявляется субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечивается равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что, в конечном счете, ведет к созданию условий для совершения коррупционного правонарушения в сфере закупок.
Мы согласны, что в некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным и целесообразным методом определения подрядчика. Но главное Заказчикам необходимо помнить, что всегда должно быть объективное обоснование проведения данного вида торга, что бы у контрольных органов не возникало вопросов.
Осуществление закупки у единственного поставщика это не просто заключение контракта, а процедура закупки, которая требует от Заказчика проведения мероприятий и подготовки необходимых документов в установленные законодательством сроки.
"Аудит эффективности муниципальных программ"

 Уважаемые коллеги!
Аудит эффективности можно условно разделить на две группы. Первая группа — это аудит эффективности использования бюджетных средств, связанный с исполнением муниципальных функций. Вторая группа включает аудит эффективности муниципальных программ, в реализации которых принимают участие структурные подразделения администраций муниципальных образований, муниципальные учреждения и иные организации.

Подробнее



Аналитическая записка «Анализ и обобщение практики проведения аудита эффективности»

Пунктом 3.8 Плана работы Союза муниципальных контрольно-счетных органов на 2016 год предусмотрено проведение мероприятия «Анализ и обобщение практики проведения аудита эффективности, подготовка аналитической записки».
Для получения сводной информации Контрольно-счетной палатой города Смоленска были направлены соответствующие запросы в представительства по федеральным округам. Информация о практике проведения аудита эффективности в 2014-2015 годах поступила из пяти представительств.



О награждение аудитора Контрольно-счетной платы города Смоленска

В 2014 году был проведен I этап конкурса «Лучший муниципальный финансовый контролер России» по Центральному федеральному округу среди сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов Центрального федерального округа, которые являются членами МКСО.
В конкурсе приняли участие 9 сотрудников контрольно-счетных органов (городского округа Шуя, города Смоленска, города Чехова, города Костромы, города Иванова, городского округа город Воронеж, Чеховского муниципального района, города Тамбова и города Брянска).
Комиссией представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе были оценены рефераты и определены победители. Среди победителей на звание «Лучший муниципальный финансовый контролер России» по Центральному федеральному округу признана аудитор Контрольно-счетной палаты города Смоленска Скоробогатова Елена Витальевна. Ей был вручен диплом III степени победителя I этапа конкурса «Лучший муниципальный финансовый контролер России» по Центральному федеральному округу.
Коллектив Контрольно-счетной палаты города Смоленска поздравляет Скоробогатову Елену Витальевну с высокой наградой.




О проведении конкурса «Лучший муниципальный финансовый контролер России» по Центральному федеральному округу

Решением IV Общего собрания представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе, которое состоялось в городе Старый Оскол Белгородской области, объявлен конкурс «Лучший муниципальный финансовый контролер России» в Центральном федеральном округе среди сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов Центрального федерального округа (членов Союза МКСО). Тема реферата «Аудит закупок: подходы, процедуры и проведение».
Создана Комиссия представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе по проведению и подведению итогов конкурса. Председатель Контрольно-четной палаты города Смоленска Смирнова Лариса Александровна является членом Комиссии представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе.
Срок направления конкурсных материалов участниками конкурса в адрес Комиссии представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе – до 31 декабря 2015 года.



Председатель Контрольно-счетной палаты города Смоленска избрана членом Совета представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе

7 октября 2015 года в городе Старый Оскол Белгородской области состоялось IV Общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе на тему «Актуальные проблемы и практика проведения аудита в сфере закупок».
В работе Общего собрания приняла участие председатель Контрольно-счетной палаты города Смоленска Смирнова Лариса Александровна. Участники Общего собрания утвердили структуру Совета представительства Союза МКСО в Центральном федеральном округе. Смирнова Лариса Александровна избрана членом Совета представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе (ответственная за осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности).



IV Общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе

6-8 октября 2015 года председатель Контрольно-счетной палаты города Смоленска Смирнова Лариса Александровна приняла участие в IV Общем собрании представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе в г. Старый Оскол Белгородской области. Тема Общего собрания «Актуальные проблемы и практика проведения аудита в сфере закупок».
В пленарном заседании приняли участие: руководитель Секретариата Союза МКСО Перов Виталий Иванович, председатель Контрольно-счетной палаты Белгородской области Звертаев Николай Алексеевич, председатель Совета представительства, член Президиума Союза МКСО, председатель представительства Союза МКСО в ЦФО, председатель Контрольно-счетной палаты города Брянска Голикова Татьяна Михайловна, руководители органов местного самоуправления г. Старый Оскол, руководители и сотрудники контрольно-счетных органов 35 муниципальных образований.
На Общем собрании были заслушаны доклады, в форме круглого стола обсуждались наиболее актуальные вопросы, возникающие в ходе осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, были вручены почетные грамоты и благодарности Союза МКСО, дипломы победителей конкурса «Лучший муниципальный финансовый контролер России» по Центральному федеральному округу.
По итогам Общего собрания была принята Резолюция, в которой говорится, что аудит в сфере закупок определяется одним из приоритетных направлений деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. В связи с этим необходимо продолжать сбор и обобщение практики осуществления аудита закупок и его результатов, повышать квалификацию сотрудников контрольно-счетных органов Центрального федерального округа для осуществления аудита в сфере закупок, продолжать практику участия муниципальных контрольно-счетных органов Центрального федерального округа в мероприятиях, проводимых Союзом МКСО.




Председатель КСП города Смоленска избрана ответственным секретарем Совета представительства Союза МКСО в ЦФО

10 октября 2014 года в Курске состоялось III Общее собрание Представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в Центральном Федеральном округе.


IV Общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Центральном федеральном округе

 


Председатель КСП города Смоленска избрана ответственным секретарем Совета представительства Союза МКСО в ЦФО

10 октября 2014 года в Курске состоялось III Общее собрание Представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в Центральном Федеральном округе.

XIII Конференция Союза муниципальных контрольно-счетных органов

Общее собрание Союза МКСО состоялось 29 мая в городе Перми.

Заседание Президиума Союза МКСО

В марте 2014 года в городе Петропавловске-Камчатском в рамках общего собрания Союза МКСО в Дальневосточном федеральном округе было проведено заседание Президиума Союза МКСО.

Общее собрание муниципальных контрольно-счетных органов ЦФО

25 октября 2013 года в Костроме состоялось общее собрание муниципальных контрольно-счетных органов ЦФО на тему «Изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие вопросы финансового контроля».

Круглый стол членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ по ЦФО

13-14 сентября 2012 года в городе Иваново состоялся круглый стол членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ по Центральному федеральному округу на тему «Актуальные вопросы деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Центрального федерального округа РФ».

Смоленская КСП – в составе Союза муниципальных контрольно-счетных органов

12 декабря 2011 года в Москве состоялось заседание Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов, на котором в состав Союза был принят Смоленский городской Совет.

Подробнее




Проголосуйте за наш сайт!

Номинант Премии информационной открытости - 2008

Золотой сайт



214000, ул. Октябрьской революции д.1/2   

(4812) 38-11-81 - приемная Смоленского городского Совета
(4812) 38-77-02 - пресс-служба Смоленского городского Совета

RSS use4blog insideEmail: smolsovet@mail.ru

Copyright 2008, www.smolsovet.ru    All rights reserved  При полном или частичном использовании материалов ссылка на smolsovet.ru обязательна (в интернете - гиперссылка)      

Разработка ArtyShok.COM

      Яндекс цитирования             Rambler's Top100      
Яндекс.Метрика