Смоленский городской Совет
Историческая справка Устав города Председатель Смоленского городского Совета Депутаты Контрольно-счетная палата
Смоленский городской Совет


















Юрий Сынкин: «Наш горсовет – место для дискуссий»

28.11.2019 14:47:00 
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (каналы РЕН-ТВ и «Регион-67») стал председатель Смоленского городского Совета Юрий Константинович Сынкин. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

– Здравствуйте, Юрий Константинович.
– Здравствуйте, Сергей Витальевич.
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». 12 ноября исполнилось четыре года, как Вы заняли пост председателя Смоленского городского Совета. Правда, избраны Вы были 1 октября 2015 го, но по Уставу в должность нужно вступать вместе с главой, поэтому официальное вступление перенеслось на ноябрь.
Я думаю, что многие смоляне знают, что на протяжении жизни Вы занимали многие высокие должности. Назову только две – это председатель областного Совета профсоюзов и заместитель губернатора. То есть в коридорах власти, как мне представляется, для Вас нет темных углов, нет секретов. Тем не менее – что то добавили эти четыре года Вам как человеку вообще и как человеку во власти, в частности?

– Вы сказали, что я работал в областном Совете профсоюзов, в областной администрации. А здесь – орган представительный. И, конечно, здесь всё по¬другому. Это абсолютно новый опыт, потому что, с одной стороны, ты должен представлять интересы жителей города Смоленска, которые тебе отдали свой голос на выборах; а с другой стороны, надо каким то образом все эти желания, наказы выполнять, сообразуясь с той ситуацией, которая есть в городе, в соответствии с теми возможностями, которые есть у городской власти. И потом, депутаты всё¬таки представляют разные фракции, хотя у нас, конечно, самая мощная фракция – это фракция партии «Единая Россия», но у нас есть представители и КПРФ, и ЛДПР, и представитель справедливороссов. У каждого свое мнение, своя позиция, и надо всё это сводить к одному – к интересам жителей города Смоленска. Здесь, конечно, совершенно новый этап в моей жизни, новые взаимоотношения с людьми. Эти 4 года мне многое дали.
– Председатель Смоленского городского Совета… Плюсы этой должности понятны: власть, кабинет, машина, зарплата неплохая, а главное – возможность принимать какие то решения, влиять на обстановку в городе. Юрий Константинович, а минусы какие в этой должности?
– Минусы… Спрос с тебя очень большой, а возможности у города всё-таки ограниченные весьма. Поэтому, как я уже сказал, нередко сталкиваешься с невозможностью быстро решить назревшие проблемы, реально помочь людям. Это и огорчает, и удручает. Полномочия горсовета, конечно, широки, но не всеобъемлющи. И здесь очень важно учитывать реалии, не обещать золотых гор своим избирателям. А сделать хотелось бы многое. Вот, допустим, туризм. Остановлюсь на этой теме, так как – Вы это знаете – я в свое время был связан с этой сферой. Мне бы хотелось, чтобы город развивался в туристическом плане, потому что у нас есть много того, что можно показать. Например, та же самая Крепостная стена, ведь на ней можно делать очень много самых разных интересных программ и осуществлять событийный туризм. Но стена сегодня в таком плачевном состоянии! Хотя сейчас ситуация сдвинулась, это федеральный объект, поэтому, слава Богу, идут разговоры о том, чтобы создать специальную дирекцию, которая будет заниматься стеной. Это правильно. Вот у нас был когда то «бесхозным» комплекс Гнездово, где наши курганы. Несколько лет тому назад создали дирекцию, и теперь там пошла какая то работа. Я надеюсь, что в связи с созданием специальной дирекции здесь дело тоже сдвинется с мертвой точки, будут вестись реставрационные работы интенсивно и грамотно, и стену можно будет использовать в качестве привлечения туристов. У нас много таких мест, личностей и событий, связанных с историей России, которые могут привлекать туристов. И у нас есть даже городская программа «Развитие культуры и туризма в городе Смоленске», но финансовые возможности наши невелики. Сами мы мало чего можем сделать, поэтому надо работать с федералами и с областной властью.
– Не является ли минусом Вашей должности и то, что к представительной власти в городе всё-таки отношение как к неглавной власти?
– У нас Уставом города Смоленска предусмотрено, что высшее должностное лицо – это глава города (он же глава администрации), но главу города избирает городской Совет. Затем исключительной компетенцией городского Совета является принятие бюджета и его утверждение. Хотя администрация готовит его, но принимают всё¬таки депутаты горсовета. А что значит «исключительная компетенция»? Это значит – как депутаты утвердят бюджет, так исполнительная власть и будет его исполнять. Как раз сейчас у нас начинается работа по утверждению проекта бюджета на 2020 год, мы ждем, пока будет принят в окончательном варианте областной бюджет, где будут прописаны те цифры, которые будут идти к нам в виде дотаций, субсидий, субвенций, и будем утверждать свой. И потом, надо не забывать, что все те полномочия, которые относятся к Администрации города Смоленска, подконтрольны депутатам.
– Вот я и хотел сказать, что горсовет мало того, что утверждает бюджет, он же еще и контролирует его исполнение…
– Он осуществляет полный контроль за исполнением всех тех полномочий, которые являются полномочиями администрации. Поэтому здесь у горсовета большая нагрузка, и я хочу сказать, что, может быть, населению это не очень видно, но те, с кем нам приходится работать, от кого зависит положение в городе, – с тем же отоплением, водоснабжением, транспортом – я уверен, за эти 4 года почувствовали, что есть городской Совет, который спрашивает за всё. Если Вы помните, зимой 2015-2016 года были серьёзные порывы на теплосетях, и депутаты городского Совета приняли решение на сессии обратиться в прокуратуру с тем, чтобы понудить теплоснабжающую организацию «Квадра» проводить регулярные ремонты. Через суд этого удалось добиться. Наверное, Вы помните, что у нас было много нареканий и по поводу общественного транспорта. Когда «Газели» ходили в безобразном состоянии, полуразбитые… Комиссии по вопросам городского хозяйства, по перспективному развитию города неоднократно рассматривали на заседаниях эти вопросы и понуждали нашу власть всё-таки принимать меры, чтобы у нас была обеспечена транспортная доступность. И я хочу сказать, что если в самом начале нашей деятельности было огромное количество жалоб на работу общественного транспорта, на работу тех же маршруток, то сейчас они практически сведены к нулю. Конечно, бывает, что в каком то новом жилом микрорайоне не всё оптимально, но всё же массовых жалоб нет.
В этом году мы приняли ряд мер для поддержки малого бизнеса, так как мы понимаем, что бизнесу надо помогать, ведь это и рабочие места для жителей города Смоленска, а во-вторых, это отчисления в городской бюджет. Несколько лет назад для тех, кто ведет строительство предприятий у нас в городе, мы обнулили ставку налога на землю, а в этом году сократили с 2 до 0,8% налоговую ставку на имущество физических лиц – тех, кто представляет малый и средний бизнес. Так что, может быть, и кажется со стороны, что депутатский корпус и городской Совет мало на что влияет, но это не так – его влияние значительно и от его решений зависит очень многое, в конечном счете – жизнь города.
– Юрий Константинович, беседуя с губернатором в этой программе, я время от времени поднимаю вопрос о численности депутатов областной Думы. Я считаю, что 48 – это слишком много. Губернатор, во-первых, со мной не соглашается, а во-вторых, говорит, что это не его компетенция. В городском Совете в свое время было 25 депутатов, потом почему то решили сделать 30. На мой взгляд, это количество тоже чрезмерно.
– Такое число депутатов прописано в Уставе города – основном документе, которым все руководствуются – и городской Совет, и администрация…
– Ну так вы же этот Устав и принимаете…
– Мы его принимаем, причем с учетом мнения жителей. Эти все вопросы выносятся на публичные слушания. Решение о 30 депутатах было принято до меня, но насколько я понимаю, это было сделано для того, чтобы дать возможность разным политическим партиям быть представленными в городском Совете. Потому что когда было 25, депутаты представляли только одномандатные округа, и было очень мало возможностей у оппозиционных политических партий попасть в городской Совет. А я считаю, что всё¬таки они должны быть в городском Совете, потому что у каждого своя аудитория, свои избиратели, и поэтому эти альтернативные взгляды помогают нам найти лучшее компромиссное решение. Те пять человек, которые были добавлены в городской Совет, не принесли каких то дополнительных затрат на содержание городского Совета, но зато у нас появилась возможность видеть разные взгляды, видеть разные точки зрения и принимать единственно верное решение.
– Мы с Вами встречались в сентябре 2015 года, когда еще шла предвыборная кампания. Вы баллотировались в депутаты, и многие прекрасно понимали, что, во-первых, Вы будете избраны, а во-вторых, станете председателем горсовета. И поэтому я у Вас тогда спросил: каким видится Вам горсовет? И вот что Вы ответили: «Хотелось бы, чтобы там было большинство членов партии «Единая Россия», потому что невозможно принимать конструктивные решения, когда идет полный «раздрай». Горсовет должен быть дееспособным, чтобы принимать решения в интересах людей». «Раздрая» нет?
– «Раздрая» нет.
– Зато есть «одобрямс»…
– Я понимаю, о чем Вы, но мы не всё «одобрямс». Есть решения, которые мы отклоняем и на уровне комиссий, и на уровне сессии. Поскольку разные партии представлены, на заседаниях комиссий у нас бывают очень жаркие споры, серьезные дискуссии, прежде чем мы выходим на сессию. На сессию мы выходим уже практически всегда с какими то готовыми решениями, чтобы на самой сессии не устраивать цирк, хотя отдельные депутаты всё-таки иногда пытаются каким то образом себя «проявить», несмотря на то, что есть решение комиссии, засветить какую то свою отдельную позицию. Ну что ж…
– Не знаю, Вы согласитесь или нет, у нас вообще страна во многом «псевдо». У нас псевдодемократия, псевдосвобода слова и у нас псевдооппозиция. Вот в Госдуме так называемая системная оппозиция. Ее и называют системной, потому что она встроилась в систему очень хорошо. Примерно то же в областной Думе с некоторых пор. Вот у вас эти фракции – ЛДПР, КПРФ, справедливороссы – они реально могут воздействовать на что то? Или тоже как то поникли и тихо-мирно сидят?
– Ничего подобного. Они выступают очень активно. Совсем недавно мы рассматривали вопрос об установке памятника на основании обращения Росгвардии. Представитель КПРФ на комиссии выступил против, потому что там были некорректные формулировки в проекте решения, который был предложен нам. И комиссия отклонила, и сессия не приняла этого решения. То есть был услышан голос представителя оппозиционной партии, и мне думается, это нормально.
– Ну, Юрий Константинович, не самое глобальное решение… А возьмем то же утверждение бюджета. Утверждается бюджет все эти четыре года единогласно?
– Не всегда. У нас некоторые фракции воздерживаются от принятия решения по бюджету. Это, опять же, фракция КПРФ – у них идет указание сверху. Раньше они голосовали против, сейчас воздерживаются.
– В областной Думе коммунисты голосовали против принятия бюджета – это у них бывает: то так, то эдак. Так что ждите…
– Поживем – увидим
– Так что какие то возражения всё-таки бывают?
– Конечно. Я хочу сказать, что даже внутри фракции «Единой России» у нас бывают разные мнения. Мы проводим заседания фракции, и в обязательном порядке идет дискуссия, прежде чем мы принимаем общее решение. Оно принимается не с кондачка, не просто так. Так что не знаю, как где, а Смоленский горсовет – это место для дискуссий.
– Юрий Константинович, за 29 лет, если брать с 1990 года, в Смоленске сменились десять мэров. Примерно по три года в среднем каждому доводилось руководить. Я не знаю, Смоленск впереди ли планеты всей по этому показателю, но, тем не менее, согласитесь, что это трудно назвать сменяемостью власти, это, наверное, логичнее назвать чехардой. Почему так происходит? Вы анализировали?
– Мне трудно анализировать прошлые годы, но я с Вами согласен – это не нормально, когда так быстро меняется власть. Уже в нашем созыве за четыре года третий глава. Вы помните, когда мы избирали нового главу Андрея Александровича Борисова, мы прислушались к мнению губернатора, который, выступая перед депутатами городского Совета, откровенно признал, что предложение избрать Соваренко было его кадровой ошибкой. Дай Бог, чтобы мы все сделали правильные выводы из своих ошибок, потому что за два года, даже за три, человек не в состоянии освоить тот объем работы, который он должен выполнять как глава города. Тем более когда человек приходит, что называется, с улицы. Слава Богу, нынешнему главе не надо начинать с нуля, он всё-таки работал до этого в городской администрации, был первым заместителем главы города. А что значит первый заместитель? Это значит, что он знал всю структуру. Он и в областной администрации курировал вопросы, которые являются основными для города – ЖКХ, например. Я помню, когда у нас случилась авария на Поповке на теплосетях «Квадры», мы встречались с Андреем Александровичем, он тогда был заместителем губернатора, и он нам четко рассказал, где какая структура, то есть он наизусть знал схему теплоснабжения города Смоленска.
– А какой оптимальный срок, на Ваш взгляд, для главы города?
– Мне думается, всё зависит от человека, который приходит на эту должность. Но полагаю, лет 10–15 надо работать, чтобы успеть что то сделать, чтобы был результат.
– Я тоже думаю, что не менее десяти лет. Лишь бы со сменой губернатора автоматически бы не сменялся и глава города. Но это уже зависит от горсовета, согласитесь?
– Это зависит от многих факторов, не только от горсовета. Вы же понимаете, что поскольку у нас в городе теперь бюджет дефицитный, мы не самодостаточные, то от взаимоотношений между главой города и губернатором очень много зависит. И если глава города будет видеть в связи со сменой губернатора, что у него не получается контакт, что его пребывание наносит вред городу, то, наверное, надо будет уходить. Если человек честен по отношению к жителям, чьи интересы он представляет.
– А если нет, тогда уже горсовет должен вмешаться…
– Тогда уже горсовет должен принимать какие то решения.
– Юрий Константинович, вот декабрь 2017 года, Вы говорите о Соваренко: «Отношения взаимоуважительные, идет конструктивная работа, никакого нажима, никакого выкручивания рук, чтобы принять то или иное решение. Владимир Александрович Соваренко очень уважительно относится к интересам жителей Смоленска, и это полностью совпадает с позицией городского Совета. У нас идет конструктивный диалог». Ну что пошло не так?
– Мне трудно сказать, что и почему пошло не так. Но вот возьмите программу «Комфортная городская среда» – она выполнялась очень плохо. Ведь несколько судов было, которые признали нецелевое использование бюджетных средств. А бюджет и так скудный, его надо использовать рационально. Ну и взаимоотношения не сложились с губернатором. Я не знаю, на какой почве, но что то пошло не так. Трудно в этой ситуации давать какие то оценки, но когда нашла коса на камень, то здесь добра уже не жди. И мне думается, что надо было, исходя из того, что я говорил перед этим, просто уйти самому, чтобы не наносить такого вреда ни себе, ни городу.
– Конечно, когда осуждают городской Совет за это решение об отставке Соваренко, потому что до этого депутаты не предъявляли к нему никаких претензий, во всяком случае, публично, то с чем то можно согласиться, но в принципе, я считаю, здесь надо было из двух зол выбирать меньшее. Когда уже интересы города страдают от того, что, как Вы говорите, «нашла коса на камень», то городской Совет должен был подняться над своими амбициями. Так уж устроена наша политическая система.
А Вы как председатель городского Совета позволяете себе критиковать главу города, ну пускай один на один?
– Да, конечно. Захожу и высказываю свою позицию по тем или иным проектам решений, по какой то ситуации, в обязательном порядке, а по-другому нельзя.
– Вас слушают?
– Слушают. Слушают всегда, но не всегда прислушиваются (смеётся).
– У вас зарплата такая же, как у главы города?
– Я не знаю про его зарплату, вероятно, в основном всё то же самое, но виды доплат у нас разные.
– Я когда на эту тему разговаривал с губернатором, он говорил, что у них в принципе зарплата с председателем областной Думы одинаковая. На мой взгляд, это несправедливо, конечно. Так и здесь. Что бы мы ни говорили про ответственность городского Совета, но ответственность и нагрузка главы города и председателя горсовета, согласитесь, всё-таки разная.
– Конечно. У меня есть опыт работы в исполнительных органах власти, когда у меня рабочий день ежедневно был не менее 12–14 часов и не было выходных. Я 31 декабря заканчивал свою работу в 23.00. Конечно, нагрузка абсолютно разная и, естественно, каким то образом это должно компенсироваться. Поэтому я и говорю, что у главы города есть другие виды доплат, которые отличают наши зарплаты.
– Но в городском Совете на освобожденной основе только Вы?
– Только я.
– Вы помните эту дискуссию о доплатах депутатам горсовета. Насколько я знаю, Верховный суд признал эти доплаты неправомочными. Сейчас депутаты имеют какое то материальное поощрение?
– Сейчас не имеют никакого материального поощрения. Дело всё в том, что нормативно-правовые документы, которыми руководствовался горсовет, не были приведены в соответствие с областным законодательством. И это явилось основой для суда, чтобы наши доплаты были отменены.
– Извините, я, может быть, неправильно сказал про материальное поощрение, мы речь ведем о компенсации депутатских затрат…
– Да, так вот в решении Верховного суда то же самое записано, что эти депутатские средства должны носить компенсационный характер. Сейчас мы предусматриваем средства в бюджете на компенсацию депутатских затрат, но никто из депутатов, как правило, не получает эти деньги. Мы эти деньги экономим, и каждый депутат пишет заявление, куда он хотел бы эти деньги потратить. В основном мы тратим их на поддержку нашей системы образования – это детские дошкольные учреждения и школы, где то меняем окна, где то ремонтируем спортивные залы, закупаем компьютерное оборудование, ремонтируем фасады, на дворовые территории то же самое, то есть депутаты тратят эти деньги не на компенсацию своих затрат, а на наказы избирателей.
– То, что Вы сейчас сказали, напоминает возвращение к этому пресловутому депутатскому фонду. А ведь главные претензии к фонду были почему? Потому что депутат, тратя бюджетные деньги, не свои, завоевывал тем самым авторитет у избирателей. И когда начинаются новые выборы, приходит кандидат Сидоров, а действующий депутат Иванов говорит: «Что вам Сидоров? Смотрите, я вам отремонтировал подъезд, крышу…» Люди же не понимают, что он не на свои, а на бюджетные деньги это сделал. То есть это был завуалированный подкуп избирателей. Поэтому я считаю, что и в областной Думе, и в горсовете отмена этих фондов – это как раз положительный факт.
– Да, теперь такого депутатского фонда нет.
– А Вы начальник для депутатов, Юрий Константинович? Или первый среди равных?
– У меня право только одного голоса, как и у всех депутатов. У меня есть свои полномочия: я веду заседания Совета, утверждаю повестку дня предварительно, утверждаю график заседаний постоянных комиссий, но ни в коем случае я не начальник, у нас депутаты все равны.
– А должны депутаты согласовывать с Вами свои публичные действия или выступления в СМИ, например?
– Нет, конечно. Депутат только ставит меня в известность о том, что он, например, не может присутствовать на комиссии или на сессии по каким то причинам. Конечно же, никакого согласования своих выступлений или действий не происходит.
– Приведу пример. Как то я беседовал с одним депутатом облдумы, приглашал его в программу «Диалоги». Он руководитель крупного предприятия, самодостаточный человек… «Нет, нет, – говорит депутат, – я должен это согласовать с председателем облдумы». Это согласование длилось недели две, и в конце концов он сказал, что ему не согласовали. Я его пытался убедить, что Игорь Васильевич Ляхов Вам не начальник, у Вас избиратели, они Вас избрали. Бесполезно.
– У нас в горсовете такого нет.
– Юрий Константинович, все заметили, что вот уже несколько раз не присуждают звания «Почетный гражданин города Смоленска» и, это мое личное мнение, я могу этот факт только приветствовать, потому что достаточно дискредитировано уже это звание. Но какова Ваша позиция на этот счет?
– Я считаю, что звание надо присваивать за конкретные заслуги. Да, есть уважаемые люди, у которых много заслуг разных, но если нет конкретных заслуг перед жителями города Смоленска, перед городом Смоленском – так, как написано в Положении об этом звании, то это звание присваивать нельзя. Уже есть фамилии имеющих эти звания, которые у людей вызывают раздражение, и нас упрекают за это. Поэтому депутаты сейчас относятся очень ответственно, взвешенно к принятию решений о присвоении звания «Почетный гражданин города Смоленска». Я переживаю за то, что в прошлом году мы не смогли принять решение о присвоении этого звания посмертно Писареву – создателю нашего музея, потому что, конечно, он сделал великое дело. Уже 300 лет существует музей, это всё¬таки его заслуга. Плюс ко всему он был гласным городской Думы, то есть он был активным человеком. Поэтому я переживаю, что мы не сумели присвоить ему это звание, а музей повторно с этим предложением не выступил. А в остальном, мне кажется, мы сейчас очень взвешенно принимаем эти решения.
– У меня вопрос к Вам по поводу названия улиц. Недавно вы приняли такое решение, назвали новые улицы. В частности, одну из них назвали в честь 100-летия комсомола. Нет, я к комсомолу, конечно же, хорошо отношусь, но у нас ведь столько людей знаменитых – Ольга Воронец, Алексей Мишин, Юрий Никулин, Юрий Пашков, Вадим Баевский, Евгений Шмидт – два последних, в общем то, это мировые величины в своих сферах. А здесь – 100-летие комсомола…
– Сергей Витальевич, порядок здесь каков? Или юридические лица, или группа жителей города Смоленска вносят предложение об увековечении того или иного имени, того или иного события, которое проходило в городе Смоленске. Я считаю, что улица 100-летия Комсомола всё-таки заслуженно названа, поскольку на смоленской земле комсомол был, скажем так, боевой, очень много было сделано комсомольцами. Город Гагарин построен ими, Смоленская атомная электростанция, Дорогобужский завод азотных удобрений – это всё всесоюзная ударная комсомольская стройка! Смоленским комсомолом было сделано очень много, поэтому, я думаю, здесь заслуженно принято такое решение. А что касается имен, которые Вы назвали, мы с удовольствием рассмотрим все предложения, но они должны к нам поступить. Конечно же, мы не хотим переименовывать улицы, потому что это сложный процесс, это может вызвать негатив у жителей тех улиц, которых это будет касаться (паспорта, прописка и т. д.). Кстати, имя Алексея Мишина увековечено, у нас библиотека носит его имя. Причем там ведется очень активная работа, ежегодно проходят вечера памяти, посвященные ему.
– Я к тому говорю, что есть чьими именами называть…
– Конечно. Здесь мы готовы рассматривать предложения.
– Юрий Константинович, ничего личного, никакой задней мысли… В этом году Вам 72 года. Председатель горсовета – для него какой возраст оптимальный?
– А это от человека зависит. Некоторые и в 50 могут состариться, а кто то и в 80 нормально еще работает, и даже претендует на пост президента США.
– По всему видать, комсомольский задор Вы не утратили…
– Да, я всё еще с комсомольским задором!
– Спасибо Вам большое, желаю успехов!

Опубликовано в газете "Смоленские новости" №56 (3422) от 27.11.2019

Возврат к списку новостей



Проголосуйте за наш сайт!

Номинант Премии информационной открытости - 2008

Золотой сайт



214000, ул. Октябрьской революции д.1/2   

(4812) 38-11-81 - приемная Смоленского городского Совета
(4812) 38-77-02 - пресс-служба Смоленского городского Совета

Email: smolsovet@mail.ru

Copyright 2008, www.smolsovet.ru    All rights reserved  При полном или частичном использовании материалов ссылка на smolsovet.ru обязательна (в интернете - гиперссылка)