Информация о проведенных во 2 квартале 2012 года экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых по ним решениях и мерах
• внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Смоленска за 2011 год (бюджетной отчетности главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей бюджетных средств, отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования город Смоленск);
• анализ отчета об исполнении бюджета города Смоленска за 1 квартал 2012 года;
• экспертизы трех проектов решений Смоленского городского Совета о внесении изменений в бюджет города Смоленска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов;
• финансово-экономическая экспертиза проектов двух муниципальных программ;
• финансово-экономическая экспертиза пяти проектов муниципальных правовых актов.
По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий подготовлено и направлено в Смоленский городской Совет 12 заключений.
В результате внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Смоленска за 2011 год (бюджетной отчетности главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей бюджетных средств, отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования город Смоленск) установлено:
1. В нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) сложившийся по данным годового отчета дефицит бюджета города Смоленска не соответствует ограничениям, установленным пунктом3указанной статьи. Превышение по данным годового отчета об исполнении бюджета установленных указанной статьей ограничений составило 7 530,745 тыс. руб. или 0,2 %, что является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и предусмотренным статьей 283 БК РФ основанием для применения мер принуждения.
2. В нарушение пункта 3 статьи 217 БК РФ, пункта 31 Решения Смоленского городского Совета от 18.01.2011 N 245«О бюджете города Смоленска на 2011 год» без оснований внесены изменения в сводную бюджетную роспись на сумму 38 103,800 тыс. руб.
3. В нарушение пункта 2 статьи 17Федерального закона
от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Положения о порядке и размерах перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 26.10.2007 № 670, Администрацией города Смоленска не истребованы с МУП «Смоленсктеплосеть» расчет за 2010 год и причитающаяся к перечислению в бюджет часть прибыли в сумме 8355,89 тыс. руб. Предусмотренные федеральным законодательством меры ответственности к нарушителям не применялись.
4. В нарушение статей 1, 8 Федерального закона от 21.11.1996
N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в бюджетной отчетности Администрации города отражена недостоверная информация, что привело к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также к ее искажению:
- в бюджетной отчетностине отражены финансовые вложения в уставные фонды (формирование и изменения размеров уставных фондов) муниципальных предприятий (кроме СМУП «Заднепровский продовольственный рынок» в размере 12 143,683 тыс. руб.);
-в нарушение пункта 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010
N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», на счете 010852000 «Движимое имущество, составляющее казну» осуществлялся учет акций акционерных обществ;
- стоимость акций в составе движимого имущества в составе казны завышена на 299 311,233 тыс. руб.
- в нарушение статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) в составе имущества казны учтены жилые многоквартирные дома вместо жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности (статья 19 ЖК РФ).
- в бюджетном учете содержится недостоверная информация о стоимости имущества в составе имущества казны: в составе недвижимого имущества казны числятся жилые дома, которые снесены или исключены из Реестра муниципального имущества города Смоленска, либо не являются жилыми домами.
5. В нарушение пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996
N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 7 раздела 1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее по тексту – Инструкция
№ 191н)Администрацией города, Администрацией Промышленного района перед составлением годовой бюджетной отчетности не проведена инвентаризация имущества и обязательств.
6. При расходовании средств резервного фонда Администрации города Смоленска допущены следующие нарушения:
- в нарушение статьи 31 БК РФ, пункта 4 Положенияо порядке расходования средств резервного фонда Администрации города Смоленска, предусмотренного в бюджете города Смоленска, утвержденного постановлением Главы города Смоленска от 23.04.2007 N 318 (далее по тексту – Положение о резервном фонде) приобретены канцелярские принадлежности для отдела военного комиссариата в сумме 23,326 тыс. руб.;
- в нарушение пунктов 1, 4 Положения о резервном фонде финансирование отдельных мероприятий за ряд лет носит регулярный характер. Кроме того, средства резервного фонда направлялись на цели, аналогичные предусмотренным Положением о порядке предоставления субсидий, о чем неоднократно отмечалось в заключениях на проекты решений Смоленского городского Совета «Об исполнении бюджета города Смоленска» за 2009, 2010г.г.
7. Муниципальный долг за отчетный год увеличился в 2,4 раза и по состоянию на 01.01.2012 года составил 2 877 103,796 тыс. руб. или 86,8 % объема доходов бюджета города Смоленска без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
8. Динамика расходов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города Смоленска, за 2011 год свидетельствует о недостаточном исполнении функций по правовому сопровождению издаваемых муниципальных актов и по юридической защите прав и интересов города Смоленска.
9. В нарушение пункта 1.2.решения Смоленского городского Совета от 22.11.2010 N 197 «О реализации отдельных положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» подведомственными бюджетными учреждениями Администрации города и Управления культуры на заработную плату работников фактически использовано соответственно 88% и 62% доходов от предоставления платных услуг. Таким образом, сверх установленного предела (40%) на заработную плату израсходовано 8 288,895 тыс. руб., в том числе: Администрацией города Смоленска – 2 037,362 тыс. руб., Управлением культуры – 6 251,533 тыс. руб.
10. В нарушение решения Смоленского городского Совета от 27.04.2007 № 546 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска» УЖКХ передано муниципальным бюджетным учреждениям движимое и недвижимое имущество в оперативное управление, в то время как вопросы управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к компетенции Администрации города Смоленска в лице управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Смоленска.
11. В нарушение пункта 5.13 Положения о порядке и условиях приватизации объектов муниципальной собственности города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 30.06.2009
N 1188, в предоставленном отчете о выполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Смоленска за 2010 год не указаны сроки приватизации, причины его невыполнения (выполнения не в полном объеме) указаны не по всем объектам.
12. В нарушение положений территориальные органы являлись заказчиками по исполнению наказов избирателей депутатам Смоленской областной Думы и Смоленского городского Совета.
13. Администрацией Промышленного района:
- в рамках реализации ведомственной целевой программы «Молодежь города Смоленска» произведенырасходы на оплату мероприятий, предусмотренных в рамках других целевых программ с другим исполнителем в сумме 60,355 тыс. руб.;
- в нарушение пункта 1 «Поддержка социально значимых проектов молодежи и ее талантливых представителей» раздела «Промышленный район» Перечня мероприятий ведомственной целевой программы «Молодежь города Смоленска», утвержденной постановлением Администрации города от 16.12.2008 № 2022-адм, Положением о проведении смотра-конкурса на лучшую школу Промышленного района города Смоленска по благоустройству и санитарной очистке закрепленных территорий, посвященного празднованию 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., утвержденным распоряжением главы Администрации Промышленного района от 05.04.2011 № 138-р, предусмотрено награждение заместителей директоров школ по АХР денежными призами.
14. В нарушениеперечня главных администраторов доходов бюджета города Смоленска на 2011 год (приложение №2 к решению о бюджете) в Отчете ф. 0503127, представленном Администрацией города, код вида дохода 1 1105034040003120 не соответствует названию.
15. В нарушение пункта 5.6. Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250, ряд целевых программ утвержден с нарушением сроков.
16. В нарушение пункта 2.8.Порядка подготовки и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Смоленска, не включенные в долгосрочные (муниципальные) целевые программы, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 08.12.2009
N 1455-адм, первоначальный Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности города Смоленска на 2011 годутвержден постановлением Администрации города Смоленска от 31.12.2010 № 946 (должен быть утвержден до 1 ноября года, в котором осуществляются составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год). Правила внесения изменений в Перечень в случае изменения бюджетных назначений в Порядке не определены.
17. По данным бюджетной отчетности капитальные вложения в основные средства на отчетную дату составили 1 768 343,061 тыс. руб., в том числе капитальные вложения, сумма по которым в течение отчетного года не изменилась – 306 272,483 тыс. руб. Отдельные объекты находятся в эксплуатации, однако, в муниципальную собственность не приняты, сумма затрат на реконструируемые или модернизируемые объекты не направлена на увеличение их стоимости.
18. Администрацией города на увеличение уставного капитала ОАО «Жилищник» предана специальная коммунальная техника, оценочная стоимость которой составила 5 934,000 тыс. руб. Указанная техника приобретена УЖКХ и принята к бюджетному учету в составе имущества казны в отчетном году в общей сумме 7 056,413 тыс. руб. Разница составила 1 122,413 тыс. руб.
19. Установлены многочисленные нарушения требований Инструкции
№ 191н по заполнению форм бюджетной отчетности, содержанию текстовой части Пояснительной записки, информация по внутреннему (ведомственному) контролю носит формальный характер и не раскрывает результативности деятельности субъекта отчетности (пункты 152, 153, 155, 157, 161, 162, 164, 170).
20. В результате отсутствия надлежащего учета расчетов с арендаторами муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в течение ряда лет данные о задолженности перед бюджетом города Смоленска остаются недостоверными.
21. Представленный Администрацией города (как ГРБС) реестр расходных обязательств по форме и содержанию не соответствует требованиям Положения о порядке ведения реестра расходных обязательств города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации от 01.07.2009 № 647-адм.
Контрольно-счетной палатой внесен ряд предложений по устранению выявленных нарушений, организации исполнения бюджета, не допускающей подобных нарушений в дальнейшем, принятию мер дисциплинарной ответственности к нарушителям, представлению дополнительной информации. Предложения Контрольно-счетной палаты рассмотрены Администрацией города Смоленска, однако, реализованы не в полной мере, а именно:
не представлена информация о принятых мерах ответственности к нарушителям;
не предоставлены документы, подтверждающие полномочия УЖКХ по передаче имущества в оперативное управление бюджетным учреждениям;
не предоставлены документы о подтверждении принятия в муниципальную собственность (увеличения стоимости в результате реконструкции, модернизации) по объектам, которые эксплуатируются, но не приняты в муниципальную собственность, или увеличена стоимость в результате реконструкции или модернизации;
- не предоставлены пояснения о причинах возникновения разницыв сумме 1 122,413 тыс. руб. между стоимостью приобретения и оценочной стоимостью переданной ОАО «Жилищник» специальной коммунальной техники
В результате анализа отчета об исполнении бюджета города Смоленска за 1 квартал 2012 года установлено:
1. В нарушение статьи 78 БК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 94-ФЗ), а также Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных предприятий города Смоленска (выполнения муниципального заказа)осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета города Смоленска.
2. В нарушение пункта 134 Инструкции № 191н, пункта 1.3 приказа Финансово-казначейского управления Администрации города Смоленска от 30.12.2011 № 40 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Смоленска и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города Смоленска»:
- в отчете и в бюджетной отчетности плановые показатели по безвозмездным поступлениям больше утвержденных решением о бюджете на
10 433,414 тыс. руб.;
- бюджетные назначения по расходам, указанные в отчете (форма 0503117), не соответствуют бюджетным назначениям, утвержденным сводной бюджетной росписью, на 10 296,364 тыс. руб.;
- бюджетные назначения по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденные росписью источников финансирования дефицита бюджета города Смоленска на 2012 год, а также указанные в отчете ф.0503117, не соответствуют бюджетным назначениям, утвержденным решением о бюджетена 14 830,978 тыс. руб.
3. Решением о бюджете не утверждены прогнозируемые доходы от продажи квартир.
Контрольно-счетной палатой внесен ряд предложений по устранению выявленных нарушений, организации исполнения бюджета, не допускающей подобных нарушений в дальнейшем, представлению дополнительной информации. Предложения Контрольно-счетной палаты рассмотрены Администрацией города Смоленска, однако, реализованы не в полной мере, а именно: оплат услугмуниципальных казенных предприятий города Смоленска (выполнение муниципального заказа) по-прежнему осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета города Смоленска, а не на основании муниципальных контрактов, заключенных по результатам торгов.
В результате экспертизы трех проектов решений Смоленского городского Совета о внесении изменений в бюджет города Смоленска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов установлено:
1. В нарушение статьи 179.3 БК РФ пункта 5.6 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250,не утверждена муниципальным правовым актом Ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт и замена лифтов, отслуживших нормативный срок службы, в многоквартирных домах города Смоленска на 2012-2014г.г.» на сумму 22 930,000 тыс. руб.
2. В нарушение статьи 78 БК РФ, требований Закона № 94-ФЗ, а также Закона № 135-ФЗ финансирование затрат на оказание услуг для муниципальных нужд, на выполнение работ по безопасности дорожного движенияв сумме 5 830,000 тыс. руб., а также затрат в сумме
6 000,000 тыс. руб. на обеспечение выполнения муниципального заказа
МКП «СпецАвто» осуществляется путем предоставления из бюджета города Смоленска субсидий соответственно МКП «Дормостстрой», МКП «СпецАвто».
Контрольно-счетной палатой внесен ряд предложений по устранению выявленных нарушений, в результате чего Ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт и замена лифтов, отслуживших нормативный срок службы, в многоквартирных домах города Смоленска на 2012-2014г.г.» утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 11.05.2012 №771-адм.
В результате финансово-экономической экспертизы проектов двух муниципальных программ (Ведомственной целевой программы по проведению капитального ремонта шахтных колодцев, расположенных на территории города Смоленска на 2012 год; Ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт и замена лифтов, отслуживших нормативный срок службы, в многоквартирных домах города Смоленска на 2012-2014 годы»)установлено, что в нарушение статьи 179.3 БК РФ пункта 5.6. Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Главы города Смоленска
от 07.05.2008 N 250, указанные ведомственные целевые программыне утверждены в установленный срок постановлением Администрации города Смоленска.
В результате финансово-экономической экспертизы пяти проектов муниципальных правовых актов:
1. Установлено наличие недостоверных сведений в Реестре муниципального имущества города Смоленска на 01.01.2012.В большинстве случаев нарушения носили технический характер и были незамедлительно устранены. Контрольно-счетная палата города Смоленска указала на необходимость обеспечитьс 25.06.2012 ведение Реестр муниципального имущества города Смоленска в соответствии с правилами, установленными Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 г. № 424.
2. В результате анализа проект решения Смоленского городского Совета о создании некоммерческой организации «Фонд социально-экономического развития города-героя Смоленска» установлены нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».Контрольно-счетная палата города Смоленска указала на необходимость доработки и приведения в соответствие действующему законодательству проекта решения Смоленского городского Совета о создании некоммерческой организации «Фонд социально-экономического развития города-героя Смоленска».
3. Избирательной комиссии города Смоленска рекомендовано, разработать и утвердить порядок выплаты вознаграждений членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за активную работу в период подготовки и проведения выборов в соответствии с Методическими рекомендациями «Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления в Смоленской области», утвержденными постановлением Избирательной комиссии Смоленской области от 27.11.2008 N 83/552-4.
Заключения рассмотрены на заседаниях профильных комиссий Смоленского городского Совета. В случае вынесения вопроса на рассмотрения сессий Смоленского городского Совета заключения Контрольно-счетной палаты города Смоленска приобщаются к материалам сессии и заслушиваются при рассмотрении вопроса на сессии Смоленского городского Совета.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Смоленска Т.А. Русанова